Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

Text/HTML

СП ОЗФО МКОУ СОШ№2 г. Алагира 

Немного о школе

Немного о школе:

Отрадно, что в вечерних школах многих городов и поселков России появляется интереснейший опыт  учебной и воспитательной работы, есть он и в нашей школе.

Учителя-вечерники делают большое и важное дело с присущим им терпением и доброй требовательностью. А двери нашей школы всегда открыты  для тех, кто хочет получить общеобразовательные знания, но не может в силу разных обстоятельств учиться в массовой школе. В этом и заключается социальная роль и гарантия полной демократичности системы вечернего образования – учить всех и каждого, как бы у кого из них не сложилась судьба. Все ценные наработки, которые были в свое время успешно освоены педагогами и модернезированы с учетом новых условий и особенностей контингента мы применяем и до сих пор.

Прежде всего придерживаемся принципа дифференцированного подхода как к организации классов, групп, распорядка занятий, так и к процессу учебной и воспитательной работы, характеру преподавания и контролем за усвоением знаний. Опыт убедил нас, что нужны для определенной категории ребят обычные классы почти с очной формой обучения и ежедневными занятиями с утра /как в простой массовой школе/. Но совершенно необходимы и классы, в которых занятия ведутся по зачетно-урочно-семинарской, или лекционной системе, так называемый «интенсив». Обусловлено это особенностями контингента - у нас учатся ребята, уже профессионально определившиеся: танцоры, музыканты, художники, спортсмены, работающая молодежь, семейные люди, а также обучающиеся в других учебных заведениях, не дающих среднего образования. Значительная часть – подростки с печальным опытом второгодничества, отчисленные из дневных школ, на учете в ПДН.  Катастрофически растет число ребят из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, с девиантным  поведением и отстающих в развитии. Многие с хроническими заболеваниями и нуждаются в систематическом наблюдении врача.  Психолого – педагогический анализ показывает их эмоциональную неустойчивость, завышенную самооценку, агрессивность, склонность к противоправным действиям. Разный уровень обученности, способностей, мотивации учащихся требует создания особых условий.  Школьная «обязаловка» с перегрузкой по всем предметам им, конечно, не нужна. Вот тут и приходит на выручку зачетно-лекционная система,  которая была разработана лабораторией Петербургского научно-исследовательского института под руководством академика Г.Д.Глейзера. Все основные предметы, начиная с русского, литературы, истории, математики, химии, биологии, физика разбиты на крупные зачетные блоки. Учащиеся получают планы зачетов на полугодие, учебники, рекомендуемый дополнительный материал и расписание приема зачетов. Если по какой- то причине ученик не может прийти в свое время на сдачу зачета, ему назначается другой день. Но сдать зачет он обязан непременно! Он должен знать предмет! Чем хорош зачет? Он заставляет учащегося сосредотачиваться на основном, учит правильно строить ответ, развивает речь, что немаловажно при нынешнем избыточном увлечении тестами.

Программы реализуются при оптимально адаптированных формах обучения для работающих и неработающих подростков и граждан города утром, днем и вечером. Только в нашей школе продолжить образование могут подростки и взрослые, молодые мамы и вернувшиеся из армии молодые люди, работающие и учащиеся ПУ. В школе оборудовано 3 учебных кабинетов: литературы, истории. Кабинеты укомплектованы учебной и методической литературой. Учащиеся школы принимают участие и занимают призовые места в городских, районных соревнованиях, акциях. Встречи с интересными людьми, путешественниками, поэтами расширяют кругозор обучающихся, повышают интерес к обучению. В школе особое внимание уделяется формированию общечеловеческих ценностей, позитивной жизненной позиции, оказанию помощи в саморазвитии обучающихся, потребности в созидательной деятельности. Все учащиеся школы, допущенные к государственной итоговой аттестации, получают аттестаты об основном общем и среднем (полном) образовании. Результаты итоговой аттестации за последние 3 года составляют в среднем 99%. В 2010 г. 32 выпускника школы поступили в ВУЗы и ссузы Основные задачи образовательного процесса направлены на: -развитие личности обучающихся; -выбор оптимальной формы получения образования; - адаптацию учащихся в условиях совмещения работы и учебы; - совершенствование системы управления школой, образовательным процессом; - диагностику состояния обученности. Педагогический коллектив состоит из 6 учителей: Все учителя школы имеют высшее образование. Инновационная деятельность педагогического коллектива по созданию индивидуальных форм обучения позволила реально адаптировать и вернуть в классы учащихся с пробелами в обучении, а также продолжить и завершить образование взрослой категории граждан. Программа деятельности школы реализуется по основным направлениям: • Повышение качества образования • Совершенствование системы воспитания • Развитие внешних связей • Совершенствование технического оснащения школы

Адаптивное обучение

Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе.

 

Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.
Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно с адаптации, когда мы берем программу и начинаем приспосабливать ее к нашим условиям. И не просто подгоняем ее по количеству часов, а думаем, что можно взять, что будет интереснее, понятнее, а что можно опустить, но так, чтобы не пострадала базисная программа.
Затем уже в процессе учебы подбираем разноуровневые задания, чтобы все ученики по возможности усвоили данную тему, ведь задания разного уровня сложности поддерживают у учеников иллюзию, что они тоже что-то могут, это не отталкивает их от учебы, возбуждает интерес. А это то, что нам надо. Усвоив азы, ученик без боязни начнет решать более сложные задачи, и они у него будут получаться.
Еще один элемент адаптационного обучения в вечерней школе – мы планируем большое количество часов на повторение в начале учебного года. И те ученики, которые не учились несколько лет или числились в школе, но не вникали в материал, имеют возможность сделать это в начале учебного года, чтобы не выглядеть совсем уж отсталыми перед новыми учениками и учителями.
Помогает адаптации и зачетная система, а также разнообразие форм зачета. Например, по литературе это устный ответ, работа с текстами, сочинение, изложение, ответы на вопросы, составление конспекта на заданную тему, стихотворение наизусть, выразительное чтение, пересказы, устное рисование, рисунки к прочитанному и т.д., кому что нравится, по силам и по времени.
Кроме этого, важным составляющим адаптации является чередование методов обучения то ходу урока. Например, на уроках русского языка, помимо обязательных и проверенных методов, таких, как: повторение, сопоставление, обобщение, индивидуальные задания, слуховой диктант, используем, например, дифференцированное закрепление, метод «кто быстрее», распределительный диктант, диктант с конструированием и т.д. Это разнообразие улучшает усвояемость материала.
Конечно, очень помогает адаптации оформление кабинета дидактическим материалом. И если сначала ученики воспринимают это как отвлеченное оформление класса, то потом под руководством учителя учатся находить нужную информацию, и это помогает ученикам чувствовать себя увереннее.
Это все учебные моменты. Но нужно еще учитывать и социальные характеристики. Сразу же, как только подросток переступает порог школы, в беседе с ним мы выясняем его интересы, наклонности, пытаемся понять, почему он ушел из прежней школы и что привело его к нам. Выясняем, кто из учеников работает, какие условия и смены, есть ли направление из комиссии по делам несовершеннолетних, состоит ли на учете в ПДН, у нарколога, может быть учится в ПТУ, а может уже имеет детей. Все это позволяет нам получить информацию об ученике, его семье, т.е. составить индивидуальную социальную карту. Мы сможем уже помочь ученику более осознанно, видеть причины его социальных неустройств. Ведь для настоящей вечерней школы характерно быть надежной опорой для тех, кому все в этой жизни достается с большим трудом.
Вечерняя школа участвует и в трудоустройстве своих учеников. Ежегодно к нам приходят сотрудники бюро по трудоустройству и знакомят с вакансиями по городу. К тому же ежегодно в школе создаются рабочие бригады по ремонту и уборке школы. Плохо, что город не заинтересован предоставлять рабочие места подросткам, а ведь это первый шаг к трудовой и нравственной реабилитации «проблемных подростков», к социальной адаптации.
Сейчас на передний план педагогической практики выдвигается проблема возрождения нравственных ценностей. Назрела необходимость в гуманизации образования, где главным является не формальное приобретение знаний, а нравственный опыт. Поэтому, чаще надо на уроках говорить о добре и зле, о человеческом счастье и несчастье. И важно это воспитание осуществлять без назидания и нажима, которые, как известно, молодежью отторгаются. Нужно не запихивать в головы ученика побольше фактов – важно создать ту почву, на которую потом лягут новые знания, новый опыт. Нашим ученикам не хватает обыкновенного человеческого общения. Вот психологи утверждают: для того, чтобы подросток успешно развивался, ведущей деятельностью должна быть не только учеба. В одной из вечерних школ провели исследование – диагностировали мотивацию посещения школы учениками. Оказалось, большинство из них приходит в школу пообщаться с одноклассниками и как-то развлечься. Иными словами, подростку материал для развития дает общении.
Нужно отметить, к сожалению, но это факт: у ребят, которые идут в вечернюю школу, еще в 3-5 классах в основном сформировалось устойчивое отвращение ко всему, что связано со школой, занятиями и учителями.
Следовательно, все уроки нужно освобождать от излишней наукообразности и нацелить на возрождение духовности учащихся, на формирование нравственных ориентиров, на социальную адаптацию ученика.
Реформа 1992г. Недооценила специфические средства и цели воспитания. Следствием этого стал бурный рост социальной патологии в детской и молодежной среде. Возник «мощный дестабилизирующий фактор длительного действия, который угрожает социальной безопасности» (по определению Минобразования). Как только был принят Закон «Об образовании», массовые школы очень быстро сориентировались: все неугодные дети были выкинуты на улицу якобы «по желанию родителей»
А уже в следующем 1993-1994 учебном году в колонии попало более 50% ребят, нигде не работающих и нигде не обучающихся. (50%!, а до 1992г – всего 13%)
По официальным данным, в России сейчас более 700 тысяч беспризорных, по другим – их около 5 млн., десятки тысяч детей числятся пропавшими. К тому же на сегодняшний день имеет место еще одна статистика: социальное, материальное и имущественное расслоение детей. В сочетании с конфликтностью сложившейся жизни эти факторы приводят к отторжению определенной части подростков от школы. Значит, вечерней школе предстоит выполнять еще и реабилитационные функции. Более того, социальная и педагогическая поддержка незащищенных ребят и «трудных подростков» из неблагополучных семей становится чуть ли не одной из главных ее задач. Именно гуманная педагогика должна стать базовой в организации воспитательной работы любой школы, тем более – вечерней. В связи с этим, адаптивное обучение требует обновления содержания образования в целом не за счет изменения учебного плана, а посредством целенаправленного отбора дидактического материала и оптимального выбора воспитательных задач для каждого занятия. Все это должно быть направлено на конечный результат – формирование у подростков вечерней школы нравственных ориентиров и ценностей на принципах гуманной педагогики. Воспитательные задачи должны стать приоритетными. Это влечет за собой разработку адаптивных программ по отдельным предметам, системы внеклассных мероприятий, критериев эффективной педагогической работы, направленной на формирование у учащихся мотивации к учебе, усвоению знаний, готовности строить жизнь даже при социально неблагоприятных условиях.
Учителя нашей вечерней школы убеждены, что открытая общеобразовательная школа (иными словами, вечерняя школа) представляет собой пример уважительного отношения к обучающимся. А это один из факторов адаптивного обучения. Вечерняя школа учит молодежь преодолевать отрицательный учебный опят, воспитывает неразвитые ранее способности к учению, содействует формированию у них ощущения собственного Я, обретению или самоуважению. К тому же она дает дополнительный шанс каждому найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а значит, улучшить свои экономические и культурные условия жизни.

Поделиться…

 

 

Творческий отчет о школе

О НАС.

Вечерняя школа (СП МКОУ СОШ№2) выполняет в системе непрерывного образования прежде всего компенсаторную и адаптивную функцию.

В вечерней школе обучается разнородный контингент по возрасту, уровню образования, социальному положению. Одной из главных учебно-воспитательных задач школы является стимулирование общего образования. Благодаря вечерней школе значительная часть молодых людей смогла получить среднее образование. Выпускники школы успешно трудятся в учреждениях нашей республики. Среди них есть учителя, врачи, инженеры, руководители предприятий, депутаты советов разных уровней, высококвалифицированные рабочие – это те люди, которые создавали создают благосостояние нашего города и нашей республики. Алагир можно назвать спортивным городом, известным достижениями своих борцов-вольников, мотоспортсменов,  волейболистов, дзюдоистов, футболистов, стрелками по пулевой  стрельбе. Вечерняя школа в сотрудничестве со спортивной школой Олимпийского резерва дала полное среднее образование многим прославленным спортсменам. В плане психологическом наша школа содействует развитию у учащихся самоуважения, способности преодолеть отрицательный учебный опыт.

Сегодня вечерняя школа - один из важных каналов получения образования молодежью и взрослыми Алагирского района. Она предоставляет реальную возможность получить знания  всем желающим любого возраста, как работающим, так и неработающим. Школа принимает половину взрослых от общего числа своих учеников, так как растет заинтересованность в получении образования не только у 16-18 летних, но и у людей старшего возраста.

Социальная поддержка, которую оказывает вечерняя школа подросткам из неблагополучных семей, гуманистическая устремленность учителей, создание достаточно гибких форм обучения приносят свои плоды: вечерняя школа обеспечивает реальный доступ к образованию представителям  различных слоев населения.

На педагогических советах анализируются итоги контроля за учебно-воспитательной работой, вопросы успеваемости и поведения учащихся. Через  систему совещаний при директоре базовой школы рассматриваются наиболее важные вопросы  внутришкольного контроля. Планирование учебно-воспитательной деятельности осуществляется заведующей филиалом  и руководителем общего методобъединения. Учебно-воспитательный план направлен на внедрение в деятельность коллектива достижений передового педагогического опыта, на воспитание и развитие подростков. При планировании работы учитываются результаты предыдущей деятельности, намечаются пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого,  предусматривается дальнейшее устранение недостатков.

На общем методобъединении школы  особое внимание уделяется планированию работы классных руководителей. Тема, над которой  постоянно работает вечерняя школа –это организация воспитательного процесса, внедрение в воспитательный процесс современных технологий на основе  дифференциации и индивидуаального  подхода к учащимся. Цель, которую ставят педагоги нашей школы, заключается в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося. Задачи, которые стоят перед классными руководителями школы:

1.Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе

2.Помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса, повышение творческого потенциала педагогов.

3.Оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы с учащимися.

4.Выработка единых требований по практике организации работы по профилактике правонарушений, с детьми «группы риска», неблагополучными семьями.

В течение 2012-2013 учебного года проведены воспитательные мероприятия, реализующие задачи воспитания патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих  права и свободу личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к культуре и традициям других народов:

- проведено мероприятие «Планета толерантности»; цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, культуре и традициям, сформировать представление о толерантном поведении, воспитать чувство уважения к друг другу, к обычаям разных народов.

- проведено мероприятие, посвященное Всемирной профилактике ВИЧ/СПИД инфекции. Учащимся был продемонстрирован фильм, предоставлена учебно –методическая литература

- проведен Единый день здоровья;

-организовано и проведено мероприятие, посвященное празднованию дню Победы, выпущен  стенд, посвященный этой дате;

-проведено родительское собрание по следующим темам: «Профилактика употребления алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, энергетических напитков,  «Профилактика детской преступности» совместно с инспектором ПДН Калмановой А.А,  «подготовка к ГИА»

-проведено мероприятие по правовому воспитанию учащихся «Право и закон» и выпущен стенд «Ответственность несовершеннолетних».

Регулярно проводились незапланированные беседы с учащимися, лекции , классные часы, учебные тренировки по пожарной, антитеррористической, дорожно-транспортной безопасности и жизнедеятельности, включая профилактику алкогольной, наркотической и никотиновой зависимости